ГУМИЛЕВ Лев Николаевич

КФУ. Отечественная История. Среди вопросов есть и про Гумилева... Покопался немного. Решил выложить информацию, которая мне показалась интересной...

Краткая биография

Историк, создатель пассионарной теории этногенеза, родился 1 октября 1912 г. в Царском Селе в семье знаменитых русских поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. В 1934 г. поступил на исторический факультет Ленинградского университета. В 1935 г. был впервые арестован, затем выпущен, но отчислен из университета. В течение двух лет продолжал образование самостоятельно. Изучал историю древних тюрок и восточные языки. В 1937 г. восстановлен на историческом факультете, но год спустя вновь арестован. Осужден на 5 лет ссылки в Норильске. По окончании срока работал в экспедиции Норильского комбината. В 1944 г. ушел добровольцем на фронт. В составе Первого Белорусского фронта дошел до Берлина. После демобилизации экстерном закончил исторический факультет Ленинградского университета, поступил в аспирантуру Института Востоковедения. В 1947 г. Гумилева, как сына опальной поэтессы, исключили из аспирантуры. Научная биография вновь прервалась. Работал библиотекарем психиатрической больницы, научным сотрудником Горно-Алтайской экспедиции. В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории Тюркского каганата. Меньше года проработал старшим научным сотрудником Музея этнографии народов СССР. Затем вновь был арестован. Новый 7-летний срок провел в лагерях под Карагандой и под Омском. В 1956 г. вернулся в Ленинград, устроился работать в «Эрмитаж». В 1963 г. стал старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском университете, где проработал до конца жизни. С 1960 года читал в университете лекции по народоведению. В 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию «Этногенез и биосфера Земли». В научном мире многие взгляды ученого вызывали резкую критику. Но среди советской интеллигенции его труды пользовались большой популярностью, чему способствовала неординарность идей, литературная увлекательность изложения. В 1980-е годы Гумилев стал одним из самых читаемых советских ученых, получил возможность свободно выступать с изложением своих взглядов, труды историка издавались большими тиражами. 15 июня 1992 года Лев Николаевич Гумилев умер и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Гумилёв и историческая наука

Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследования составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.

Один из теоретиков евразийства П. Н. Савицкий состоял с Л. Н. Гумилевым в многолетней переписке. Например, масштабы монголо-татарского ига Л. Н. Гумилёв и П. Н. Савицкий считали сильно преувеличенными. В своей переписке они сошлись во мнении, что для русско-монгольских отношений был характерен скорее симбиоз, а серьёзные столкновения были связаны, в основном, с ордынскими мусульманами, более радикальными, чем остальные монголы. Китай у него предстаёт не мирным оплотом цивилизации, борющимся с захватчиками, а хищным агрессором. То же самое он говорит о Европе: критика европоцентризма занимает в его трудах большое место. Древних (до XIV века) и современных русских он считает разными этносами, причем первых отличает и от предшествующего этноса — славян.

Теория Гумилёва не является общепризнанной, и ряд авторов подвергает её жёсткой критике. Одной из основных претензий к ней является ее несоответствие критериям научности эмпирической теории. Некоторые авторы причисляют теорию Гумилева к т. н. Фолк-хистори. Как пишет Яков Лурье, проверка историографического построения Гумилева «на материале источников по истории древней Руси обнаруживает, что перед нами — не попытка обобщить реальный эмпирический материал, а плод предвзятых идей и авторской фантазии». Некоторые аналитики полагают, что Лев Гумилев несет ответственность за придание доктрине русских националистов ореола научности.

В августе 2005 года в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник, на постаменте которого выбиты слова: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы».


Похоже, хороший чел...

Основные работы:

«Этногенез и биосфера Земли». - АСТ, Астрель, 2005. ISBN 5-17-031811-1, 5-271-12025-2
«Конец и вновь начало». - М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель. - 2007 г. ISBN 978-5-17-044877-7, 978-5-9713-5990-6, 978-5-9762-3829-9
«В поисках вымышленного царства». - Товарищество «Клышников — Комаров и К», 1992. ISBN 5-87495-006-0
«Древняя Русь и Великая степь». - Астрель, АСТ, 2004. ISBN 5-17-026279-5, 5-271-09769-2
Древние тюрки. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 560 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3199-7
«История народа хунну». - АСТ, Люкс, 2004. ISBN 5-17-026629-4, 5-9660-0501-X
«Тысячелетие вокруг Каспия». -М.: АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2008. ISBN 978-5-17-051463-2, 978-5-9713-9145-6, 978-985-16-6196-7
Черная легенда. — М.: Айрис-пресс, 2008. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3377-9
«Древний Тибет». - ДИ-ДИК, 1996. ISBN 5-87583-022-0
«Открытие Хазарии». - ДИ-ДИК, 1996. ISBN 5-87583-023-9
Хунну. Троецарствие в Китае. Хунны в Китае. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 624 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3115-7
Волшебные папиросы: (Зимняя сказка): Пьеса в стихах //Сов. литература. — 1990. — N 1. — С. 61-72. Написал в Норильском лагере в 1942 году.
Осенняя сказка. «Посещение Асмодея». Написал в Норильском лагере в 1942 году.

Комментарии

  1. Анонимный22/8/12 23:05

    Статья независимого татарского историка и профессионального правозащитника Г.Р. Еникеева к 100-летию Льва Николаевича Гумилева.

    НЕРАСКРЫТОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО ЕВРАЗИЙЦА



    «То, что патриотично настроенного автора интересует история Отечества – закономерно, равно как и то, что его отношение к традиционной историографии может быть не только критичным, но и скептичным. Каждый исследователь имеет право на оригинальные суждения, а читателя интересует лишь, насколько новая концепция убедительнее прежней» (Л.Н. Гумилев).



    В одном из своих последних интервью, незадолго до своей кончины, Лев Николаевич сказал: «Простите – вот я мог бы гораздо больше сделать, если бы меня не держали 14 лет в лагерях и 14 лет под запретом в печати. То есть 28 лет у меня вылетели на ветер! Кто это сделал? Это сделали не власти. Нет, власти к этому отношения не имели. Это сделали, что называется, научные коллеги. Так вот, этих, которые сидят в университетах, в институтах научных, в издательствах – вот их как-то надо подвести к тому, чтобы делали дело».
    Несомненно, эти слова Великого Евразийца и поныне сохраняют свою актуальность. «Научных коллег» Льва Николаевича, пытавшихся его «критиковать» в угоду властям, было очень много. Но вот и ныне оных «критиков» немало, притом весьма разношерстных, но служащих, по сути, одному «хозяину». Ведь идея сохранения «евразийских традиций наших предков», как выражался Л.Н. Гумилев, или идея мирного сосуществования, более того, союза и содружества народов-Земляков по субконтиненту Евразия, то есть, "Великой Степи и органически связанной с ней Руси» и ныне вельми не нравится некоторым полтиткругам как Запада, так и Востока. Посему «мировое историческое научное сообщество», вернее, ведущие прозападные и прокитайские идеологические центры, весьма заинтересованы в поддержании постулатов прозападной «общепризнанной исторической науки» о вековечной взаимной вражде народов Евразии, особенно в том, чтобы апологетами оных постулатов выступали именно «научные деятели» в России и в бывших республиках СССР. С тем и выделяются щедрые иноземные гранты на «научные исследования», на учебники истории для российских детей, на многочисленные публикации, в которых народы субконтинента Евразии, «которая до XVIII века включительно называлась Татарией», представлены, по сути, «извечно отсталыми неисторическими полудикими народцами, притом непрестанно враждующими между собой».
    В период установления «романо-германского ига» (Н.С. Трубецкой) внедрение прозападной «исторической науки» в умы московитов и татар преследовало цель покорения народов Евразии прозападному государству Романовых, «расположившемуся в стране как оккупационная армия» (А.Н. Герцен). А вот ныне идеологическая агрессия иноземных «научных коллег» Великого Евразийца, как представляется, преследует цель максимального разобщения, более того, стравливания народов Евразии-Татарии между собой, дабы не допустить исторически закономерного их единения в составе могучего Евразийского государства, как было в истории не раз. Вообще, если судить по все возрастающей активности «критиков» учения Л.Н. Гумилева о природной комплиментарности народов Великой Степи и Руси, напрашивается вывод, что цель идеологических агрессоров и их пособников в том, чтобы вместо России и некоторых стран СНГ возникло множество бантустанов с «автохтонным национальным руководством», с лакейской готовностью ожидающим указаний от правителей «великих держав». Соответственно, ни прокитайским, ни прозападным историкам-идеологам никак не может быть угодной историческая правда о «величии, могуществе и полном почете» предков многих и многих россиян, о создании ими великого Евразийского государства Монгол Улус в не очень давнем, по историческим меркам, прошлом. Притом именно предками представителей еще живых и поныне находящихся в достаточной силе стратегических этносов Евразии. ..."
    Полностью статья опубликована здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/starye_stati_gali_enikeeva/3

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Татарские алфавиты на латинице

Google Code Prettify: кодны төс белән аеру

Windows өчен кирәкле програмнар